Волгоградская область
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Зоя Дубровина: Я буду продолжать работать, пока знаю, что приношу пользу и нужна школе

12 июня 2020, 14:57
Первый герой нашей рубрики «Интервью. О людях. О жизни. О партии»  - Зоя Георгиевна Дубровина. Зоя Георгиевна один из старейших членов Партии, в рядах «Единой России» с  2002 года. Совсем недавно она отметила свой 89-ый день рождения, несмотря на это Зоя Георгиевна продолжает активно участвовать в общественно–политической жизни города и до сих пор работает в школе

Про таких, как Зоя Георгиевна, говорят – учитель от Бога. Педагогике посвятила большую часть жизни – педагогический стаж работы почти 60 лет. Зоя Георгиевна – заслуженный учитель РФ и по сей день остается в строю –  преподает географию и работает методистом в МОУ «Лицей № 9 им. заслуженного учителя школы А.Н. Неверова».

По словам, Зои Георгиевны, главное в жизни – не унывать и всегда заниматься любимым делом: «Нужно просто любить то, чем ты занимаешься, работа – это и есть моя жизнь. Если с любовью относишься к любому делу, то это чувствуют окружающие. А в работе с детьми по-другому нельзя. Пока есть силы и я знаю, что мой опыт востребован, что он нужен моим ученикам, коллегам - тем, с кем я работаю, родителям моих подопечных – я буду продолжать трудиться. В этом смысл жизнь», - считает Зоя Георгиевна.

Зоя Георгиевна, за вашими плечами огромный опыт и трудовой путь, а с чего все начиналось?  Как вы пришли в школу и в педагогику вообще? 

Я родилась в городе Ленинграде, я – истинная ленинградка по рождению, там я прожила 23 года. Сначала окончила педагогическое училище  имени Некрасова, которое готовило учителей только для Ленинграда. Там тогда предъявлялись особые требования, конкурс был большой, но я все с легкостью прошла, и мне было легче туда поступить, чем кому либо. И кстати, туда брали только с ленинградской пропиской.   Потом был институт имени Герцена,  училась по специальности – учитель географии старших классов. 

Стать учителем мечтали с детства или волей случая выбрали будущую профессию?

Вы знаете, случайностей не бывает. Спасибо моим мудрым и добрым учителям. Когда я была еще ребенком, школьницей я думала, что буду юристом, так я себе воображала! Мне казалось, что это интересно – нужно что-то доказывать, кого-то защищать. Такие у меня в детстве были планы. А учителя увидели другое. Я очень часто обращаю на это внимание, когда рассказываю о себе. Учителя ненавязчиво  подталкивали меня к выбору профессии, видимо уже тогда был виден потенциал (прим. ав. Зоя Георгиевна смеется). Я училась всегда очень хорошо. И вот, например, что-то подготовлю – доклад какой-то или сообщение, они меня отправляют в младшие классы рассказывать или тему объяснять. Вот так я отучилась до 7 класса, тогда школы были – семилетки. И учителя мне сказали: «Зоя, идти тебе только в педагогику!».

Родители поддержали ваш выбор?

Родители по возрасту были уже пожилые, и я можно сказать сама определила свой путь. Папа сначала был против, он считал, что нужно получить университетское образование. Но я хотела быстрее освоить профессию и начать работать, но  пообещала, что обязательно получу высшее образование. Уже в 20 лет я встала за учительский стол.

Где и как началась ваша педагогическая деятельность?

Я была всегда активисткой – пионеркой, комсомолкой, возглавляла первичные организации, училась отлично. Однажды, к директору нашего педучилиша приехал  друг - директор 331 Ленинградской школы и сказал, что ему нужен из нашего выпуска хороший учитель. Он предложил мою кандидатуру, хотя сказал, что поскольку я одна из лучших учениц  -  у меня есть выбор, куда пойти работать. Меня вызвали, и очень мне понравился этот директор – такой энергичный, деятельный и я согласилась пойти работать именно к нему, хотя добираться до школы было далеко. В этой школе я прошла всю начальную школу – отучила ребят с первого по четвертый класс. В это время мой муж – москвич, заканчивает нашу ленинградскую военно-воздушную академию имени Можайского, сейчас она космическая, и мы сразу поженились. До этого мы три года встречались, дружили, у нас была замечательная компания молодежная. 

Вы супруга военного – это тоже особая ответственность, особый путь, были сложности?

Как только муж защитился, сразу же получил направление на Дальний Восток – на Сахалин. Была полная неизвестность, как ехать, куда, в какие условия, а я - единственная дочь у родителей, но я все равно еду за мужем. Родители, надо отдать должное, мужественно перенесли мой отъезд. Мама, конечно, плакала, отец расстраивался, переживал, но сказал: «Ничего не поделаешь, раз семья сложилась – вы должны быть вместе». Наш сын, которого, к сожалению, уже нет в живых, родился на Сахалине, а дочь уже в Ленинграде – в разных концах страны. Вот как бывает: я - географ, и всю нашу страну- Россию-матушку видела своими глазами – проехала 10 суток на поезде. Потом, когда преподавала свой предмет в старших классах, мне это очень помогало. Многие мои ученики – сегодня известные люди, учителя, многие из них мои коллеги  до сих пор вспоминают и при встрече всегда говорят «Зоя Георгиевна, какие вы замечательные уроки вели! Столько лет прошло , а мы их помним!».  На самом деле – я ведь это все видела – Байкал, Западносибирскую тарелку, непроходимые болота и густую тайгу, границу Европа-Азия. 

А что было дальше? Вы продолжали работать в школе?

Мужа через какое-то время перевели в Краснодар. Мы прожили там 8 лет. Я успешно работала в школе – класс был лучшим на протяжении нескольких лет. До сих пор все, кто жив и здоров, собираются вместе и мне звонят каждый год. Так вот с этим классом нам выпала почетная миссия. В 70-х в наш край приезжал известный писатель Джанни Родари, и мы его встречали – показывали зону пионерского и комсомольского действия. Было в моей биографии такое интересное событие. После, был перевод уже в Волгоград, и здесь пришлось на время уйти из педагогики.

Почему? Вы устали работать в школе или просто решили сменить сферу деятельности?

Обстоятельства так сложились. Когда мы переехали, не было работы вообще никакой, даже воспитателем в детский сад нельзя было устроиться и мне пришлось пойти на моторный завод в отдел кадров инспектором. Потом была работа в школе, на должности организатор внеклассной, внешкольной работы. Деятельность для меня не привычная, но тогда эта должность только вводилась в образовательных учреждениях, поэтому пришлось импровизировать и налаживать работу с нуля. По сути – с этого началась моя деятельность на руководящих должностях, я работала в гороно – заведующий школьным сектором, была заместителем директора по учебно-воспитательной, методической работе. Конечно, всегда старалась брать часы – вести уроки, общаться с детьми. Я и сегодня не могу и дня прожить без школы.

Где вы черпаете силы и вдохновение, чтобы и по сей день работать в школе, вести активный образ жизни, с трепетом относится к своему делу и школьникам?

Нельзя позволять себе впадать в уныние, нельзя ныть,  нужно думать о хорошем. Я так стараюсь жить. Хотя у меня на самом деле нелегкая жизнь была, и на своем веку пришлось многое пережить, в том числе и войну.

Действительно, мы говорили о детстве и школе, но ведь именно на эти юные годы пришлась война. В Ленинграде была блокада, как вы пережили это?

Я закончила 1 класс, и мы с мамой уехали к ее родной сестре, которая жила  в Калининской области в глухой деревне Абабково. Мама меня там оставила, в августе должен был приехать отец. Конечно, уже понятно было, что никто за мной не приедет.  У отца была бронь – он работал на военном заводе, который эвакуировали на Урал. Им с мамой дали всего два дня на сборы.  Они уехали, а я сталась у тети, которая стала мне второй мамой и потом всю жизнь она жила со мной. От родителей мы получили треугольник-письмо. Отец написал, что их эвакуировали, что они едут с заводом на Урал, но до нас дошли только ленточки – нельзя было об этом писать – все сведения были вырезаны из письма. В конце войны мама нашла способ - приехала и забрала меня, мы вернулись в Ленинград. Все связано с этим городом  – учеба, замужество, становление в профессии.

Но все же большую часть жизни вы прожили в Волгограде?

Да, получается так. Когда меня спрашивают кто я, с гордостью отвечаю я – ленинградка-волгоградка. Ленинград многое мне дал, особенно педучилище – там была особая атмосфера, особые люди, мы готовились стать лучшими учителями, нас учили не только предметам, но и говорить, правильно одеваться, держаться, этикету и многому другому. Но в Волгограде я живу уже почти 50 лет – и здесь я сложилась как профессионал, как руководитель. Я люблю этот город, люблю людей и люблю свою работу.

Вы всю жизнь были связаны с педагогикой, с воспитанием детей. Работа учителя отнимает много времени и сил, влияет ли то на отношения в семье?

У меня получилось создать настоящую крепкую семью и дома я в первую очередь женщина, мама, но ни в коем случае не учитель. Мы с мужем живем душа в душу вот уже почти 65 лет. В нашей жизни все взаимосвязано – если в семье все хорошо, ладится, то и на работу будут оставаться силы и хорошее настроение и вдохновение будет. У меня замечательный муж, дочь. Это и есть счастье.

Кроме домашних забот, работы в школе вы ведете активную общественно-политическую деятельность, в том числе являетесь членом «Единой России». Как пришли к этому?

Первый директор лицея Алексей Неверов первый из педагогического коллектива вступил в Партию, когда она только образовалась. Тогда уже было понятно, что  это объединение станет движущей силой, в нее вошли лучшие и сильнейшие люди. А учителя – мы ведь воспитываем будущее поколение, и мы должны быть проводниками лучших начинаний, идей и решений, которые принимаются на благо нашей страны. Мы должны придерживаться активной позиции, поэтому наше место там,  где ставятся конкретные цели, определяются задачи и перспективы. Мы не должны отставать от жизни и в наших силах сделать все возможное, чтобы помочь масштабные задачи, которые стоят перед нашей страной.

Прошло уже почти 20 лет как вы вступили в Партию, а сегодня ваша жизненная позиция совпадает с теми идеями и убеждениями, которые транслируются «Единой Россией»?

Да, особенно в части реализации народных инициатив – мы видим, что приоритетом являются проекты по поддержке семьи, материнства и детства, образования, детского творчества и спорта, экологии, здравоохранения.  Это очень важно. Я не склонна идеализировать – у нас существует ряд проблем и в образовании в том числе, но я вижу - сколько уже сделано и какой путь пройден. Каждый должен на своем месте прилагать максимум усилий, тогда лишь все получится.

Вы сами следуете этому правилу и продолжаете трудиться, не хочется отдохнуть?

Работа в школе – неотъемлемая часть моей жизни. Я не собираюсь уходить и буду продолжать работать, пока есть силы, пока знаю, что я приношу пользу и нужна школе, нужна своим ученикам и коллегам. 
 

Общественная приемная