Бюджет в условиях пандемии и низких цен на нефть: прогнозы и ожидания. Интервью с Ириной Гусевой
Пандемия коронавируса и невысокие цены на нефть стали проверкой на прочность для экономик многих стран. Не стала исключением и Россия, которая борется с распространением опасной инфекции в условиях дешевых углеводородов. О том, что будет с федеральным бюджетом и стоит ли опасаться пересмотра ряда статей расходов, в интервью ER.RU рассказала первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Ирина Гусева (фракция «Единой России»).
– Российская экономика оказалась под воздействием сразу двух негативных факторов – пандемии COVID-19 и снижения цен на нефть, которая по-прежнему играет весомую роль в наполнении федерального бюджета. Что будет с запланированными доходами, расходами в условиях сохраняющихся низких цен на нефть?
– Несмотря на то, что наша экономика находится под давлением двух существенных факторов, федеральный бюджет, я уверена, сможет достойно пройти это испытание. Действующий закон о бюджете на 2020 год предусматривает доходы на уровне 20,6 триллиона рублей, расходы - 19,7 триллиона. Таким образом, бюджетом предусмотрен профицит в размере 928 миллиардов рублей или 0,8% ВВП. Такие показатели Минфин заложил в главный финансовый документ страны исходя из прогноза среднегодовой цены на нефть 57,7 долларов за баррель. Сейчас черное золото торгуется в районе отметки 35 долларов, а еще раньше цена опускалась к отметке 20 долларов. Но снижение было непродолжительным.
Благодаря профициту и накопленной финансовой «подушке безопасности» нынешние колебания цен на черное золото и дополнительные затраты, которые несет бюджет в связи с борьбой с пандемией, не угрожают финансовой стабильности страны. Речи об урезании каких-то расходов не идет.
– Как будут обстоять дела с исполнением социальных обязательств?
– Это очень важный момент, который волнует практически каждого гражданина нашей страны. Хочу всех успокоить и заверить: все социальные обязательства, заложенные в бюджет, будут выполнены в полном объеме. Более того, государство в условиях борьбы с коронавирусом берет на себя дополнительные обязательства по поддержке граждан и бизнеса. Средства выделяются семьям с детьми, пожилым людям оплачивается вынужденное нахождение в режиме самоизоляции, поддержку получают компании, которые сохраняют занятость в этот непростой период, реализуется целый ряд других финансовых мер поддержки.
– Падение цен на нефть к отметке 20 долларов за баррель вызвало у людей определенное чувство тревоги. Особенно пугающе котировки выглядели на фоне сообщений об отрицательных ценах на фьючерсы на иностранных биржах. А какую в принципе цену на нефть способен без проблем пережить российский бюджет?
– Россия сможет существовать в условиях экстремально низких цен на нефть. Есть хороший задел прочности, но надо быть чрезвычайно осторожными в использовании накопленных средств. Финансовые резервы позволят пережить падение цен на нефть даже до 10 долларов за баррель. Напомню, по состоянию на 1 мая объем Фонда национального благосостояния составил 12 триллионов 405 миллиардов 770 миллиона рублей, или 10,9% ВВП, прогнозируемого на 2020 год.
С учетом текущих трат бюджета, к концу года в ФНБ останется порядка 7 триллионов рублей. В бюджете на 2020 год заложена цена на нефть на уровне в 42,45 доллара за баррель (это та цена, при превышении которой «излишек» будет идти не в бюджет, а в резерв). Но в марте и апреле, напомню, котировки нефти Brent опускались ниже 23 долларов за баррель.
– При каких условиях может потребоваться корректировка бюджета?
– Корректировка бюджета не потребуется, у нас есть та самая «подушка безопасности» и еще повторюсь – все социальные гарантии будут выполнены, бюджетные ассигнования на их реализацию не будут сокращаться. Хочу отметить, что два раза в год мы производим корректировку бюджета. Это стандартная процедура, которая проводится ежегодно, с целью рационального перераспределения средств. Очередная корректировка бюджета будет произведена в августе-сентябре, и это не связано с мерами по борьбе с вирусом. При необходимости федеральные органы исполнительной власти по своей компетенции дадут предложения.
Сценарии, при которых цены на нефть закрепляются в области «сверхнизких» значений (порядка 10 долларов за баррель), возможны лишь в том случае, если существующие жесткие карантинные меры в развитых странах продлятся до конца этого года или даже перейдут на следующий год. Однако нынешняя динамика цен на черное золото позволяет полагать, что до таких уровней цены котировки не упадут.